Частная школа

Новая система оценок в школе

С 1 сентября 2025 года в школах Тюменской области внедрена система средневзвешенных оценок: каждому виду работы (контрольная, тест, домашняя работа и т.п.) присваивают вес (коэффициент), итог подводится как средневзвешенный результат.

В ответ на внедрение родители начали массовые обращения, митинги и сбор подписей (десятки тысяч подписей отправлены в федеральные инстанции); региональная прокуратура получила жалобы и проводит проверку.

Что говорят участники образовательного процесса?

Родители и ученики не понимают, как именно формируются веса (при назначении весов возможна субъективность) и как учитываются пересдачи, и боятся, что одна «весомая» плохая оценка резко понизит итог. Кроме того, не у всех учителей одинаковые правила пересдач. Как итого - резкая демотивация у учеников.

Учителя, с одной стороны, считают, что более точная дифференциация значимости работ (важные задания влияют сильнее) помогает выявлять пробелы. С другой стороны, для педагога новая система - это дополнительные расчёты, пересчёты, административная работа).

Давайте разберемся, как считаются средневзвешенные оценки.

Например, учитель назначил следующие коэффициенты, а ребенок получил соответствующие оценки:
• Контрольная (вес = 5) — оценка 3
• Тест (вес = 3) — оценка 4
• Домашняя работа (вес = 1) — оценка 5
Чему будет равна средневзвешенная?
1. Умножаем каждую оценку на её вес:
• 5 × 3 = 15. (пять умножить на три = пятнадцать)
• 3 × 4 = 12. (три умножить на четыре = двенадцать)
• 1 × 5 = 5. (один умножить на пять = пять)
2. Складываем произведения: 15 + 12 + 5 = 32. (пятнадцать + двенадцать = двадцать семь; + пять = тридцать два)
3. Складываем веса: 5 + 3 + 1 = 9.
4. Делим сумму произведений на сумму весов: 32 ÷ 9. Получаем 3,5555… .

Далее итог округлится в зависимости от школьной политики: например, до десятых → 3.6; до ближайшей целой → 4 (если округляют до целой вверх) или 3 (если отбрасывают). В конкретной школе регламентируется определенный способ округления, обычно он закреплен письменно в соответствующем документе (как правило, его можно найти на сайте образзовательной организации).

В ЦСО «Максимус» уже с прошлого учебного принята средневзвешенная система оценивания. И зарекомендовала она себя прекрасно. Поясним, почему.

Во-первых, весовой профиль настраивается автоматически в соответствии с типом урока / задания, что унифицирует подходы разных педагогов, исключает возможность субъективного подхода к назначению весов.

Во-вторых, автоматизация процесса позволяет преподавателям не тратить время на расчеты, полностью исключая вероятность математической ошибки.

В-третьих (и это, пожалуй, главное), любая оценка в ЦСО «Максимус» может быть пересдана, кроме того, ученик всегда может обратиться к преподавателю за дополнительным заданием. Ведь ребята приходят к нам за знаниями, а не за отметками. При этом наполняемость группы до 16 человек позволяет и отметку за работу на занятии получить каждому. За успеваемостью тщательно следят не только педагоги, но и кураторы, тьютор, заместитель директор по учебной работе.

Вывод:
Чтобы новая система действительно помогала учиться, нужно сделать её понятной и справедливой.
Таким образом, в ЦСО «Максимус» система средневзвешенных оценок работает эффективно, на благо ребенка: правила одинаковы для всех педагогов, подсчёты — автоматизированы и прозрачны, дети и родители доверяют результатам, а учителя максимум внимания и времени уделяют урокам и ребятам, а не бюрократии и вычислениям.